ПРОЕКТ
Концепция развития образования в Республике Саха (Якутия)-2030 «Открытое образование – пространство возможностей» (далее – Концепция) определяет цели, задачи, основные направления развития образования в Республике Саха (Якутия) до 2030 года.
Основой разработки Концепции стали стратегические документы в сфере образования — Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2021 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года, Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2018г. №190 «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)», Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2021 года №2255 «О плане мероприятий по реализации ключевых положений Послания Главы Республики Саха (Якутия) Николаева А.С. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2021 года», а также предложения педагогической общественности, результаты социологического исследования мнения обучающихся, педагогов.
I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
За последние 20 лет система образования в Республике Саха (Якутия) претерпела существенные содержательные и институциональные изменения.
Вырос охват детей дошкольным образованием. Значительно обновились государственные стандарты в школьном образовании. Развернулась модернизация дополнительного образования детей. Среднее профессиональное образование включило в себя подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена.
Изменилась структура управления региональной системой управления образования через слияние Министерства образования и Министерства профессионального образования и науки в Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия). В рамках программно-проектного управления были разработаны «дорожные карты» реализации национальных проектов в Республике Саха (Якутия) и региональных проектов. В составе национального проекта «Образование» реализуются проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Патриотическое воспитание граждан РФ».
Сформирована региональная система оценки качества образования: инструментами объективной оценки образовательных результатов стали Государственная (итоговая) аттестация выпускников, Всероссийские проверочные работы, международные сравнительные исследования качества общего образования: PISA, PIRLS, TIMSS, Независимая оценка качества оказания услуг (НОКОУ), аттестация педагогических работников, лицензирование, государственная аккредитация, контроль за соблюдением законодательства.
Средняя заработная плата педагогических работников в республике составила не менее 100% от средней по экономике региона, вырос социальный статус учителя. Оказываются меры государственной поддержки в целях привлечения педагогических кадров в школы арктических и северных улусов, малокомплектных школ в труднодоступные населенные пункты Республики Саха (Якутия), ведется планомерная работа по совершенствованию профессиональных компетенций управленческих кадров образовательных организаций, организации непрерывного профессионального развития педагогов, методическое сопровождение профессиональных педагогических сообществ.
Приоритетным направлением является развитие экосистемы выявления и поддержки детской одаренности: сеть поиска и поддержки одаренных детей представлена организациями повышенного уровня, специализированными государственными организациями для детей, проявившими выдающиеся способности, организациями дополнительного образования детей: «Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей в Республике Саха (Якутия)» на базе Малой академии наук Республики Саха (Якутия), Международная исследовательская школа для старшеклассников, детский технопарк «Кванториум» в г. Якутске, центр развития современных компетенций детей на базе Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова «Дом научной коллаборации», онлайн-платформа дистанционного выявления и сопровождения одаренных детей Республики Саха (Якутия) https://lk14.ru.
Происходит цифровая трансформация системы образования: развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, подключение к высокоскоростному интернету в рамках национального проекта «Цифровая экономика для Российской Федерации», внедрение цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях.
Разработана концепция развития образования детей с особыми образовательными потребностями и детей с инвалидностью, предусмотрены финансово-экономические, кадровые механизмы ее реализации, утвержден Порядок обеспечения государственных гарантий получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, реализуются мероприятия по созданию доступной среды в образовательных организациях.
Численность детей, посещающих дошкольные образовательные организации, за период 2000-2021гг. выросла на 27% с 52,1 тыс. до 66,5 тыс. детей. С 2010 года начали активно открываться группы для детей раннего возраста и численность детей до 3 лет, посещающих детские сады, выросла до 24,3 тыс.
С 2015 года также наблюдается рост численности школьников с 136,5 тыс. до 150,9 тыс. в 2021 году. Из 637 школ в 393 (61,3%) ведется обучение на родном (якутском) языке, в 36 (5,6%) школах изучаются языки коренных малочисленных народов Севера. Расширяется сеть образовательных организаций, реализующих вариативные программы: агротехнологические, политехнические, психолого-педагогические, кадетские, также фирменные классы нефтяной компании «Роснефть», Госкорпорации «Роскосмос», АК «АЛРОСА».
По данным 2021г. 45% выпускников общеобразовательных организаций продолжают образование в организациях среднего профессионального образования, 45% в организациях высшего образования. Система среднего профессионального представлена 42 организациями с охватом более 24 тыс. человек. Профессиональная подготовка ведется по 205 профессиям и специальностям. В соответствии с потребностями рынка труда за последние 3 года открыты 48 новых специальностей и профессий. Стремительно растет популярность среднего профессионального образования. Ежегодно профессиональные образовательные организации выпускают более 6 тыс. квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
В систему высшего образования республики входят 5 государственных учреждений высшего образования (СВФУ, АГАТУ, АГИКИ, ЧГИФКИС, Высшая школа музыки) с общим контингентом свыше 24 тысяч обучающихся. По оценке вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России Республика Саха (Якутия) занимает лидирующие позиции.
Якутия выполняет консолидирующую роль в межрегиональном научно-образовательном центре «Север: территория устойчивого развития» при совместном участии Чукотского автономного округа, Камчатского края, Магаданской и Сахалинской областей. В 2021 году начата реализация II-го этапа Программы комплексных научных исследований в Республике Саха (Якутия), направленных на развитие производительных сил и социальной сферы в 2021-2024 годах.
Важно продолжить преобразования, призванные обеспечить развитие образования для инновационной, социально значимой экономики, соответствующего требованиям устойчивого развития страны, ориентированного на формирование творческой, социально ответственной личности.
II. ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года стратегической целью развития образования в Республике Саха (Якутия) является создание открытого образовательного пространства, обеспечивающего равные шансы на жизненный успех, конкурентоспособность человека в мировом пространстве.
Для этого необходимо формирование единой республиканской экосистемы всеохватного, непрерывного образования и управления талантами. Основными задачами являются:
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Для реализации задачи «Обеспечение саморегулируемого обучения на протяжении всей жизни» необходимы:
— реализация единых подходов в образовании, воспитании, просвещении в рамках общероссийского образовательного пространства с учетом национальных, этнокультурных и иных особенностей Республики Саха (Якутия);
— снятие барьеров по выстраиванию персональных траекторий образования с учетом индивидуальных способностей, интересов, достижений, возраста на всех уровнях обучения с активным вовлечением в формирование этих траекторий работодателей и предпринимателей, использованием сетевых форм;
— совершенствование содержания образования, в том числе по формированию функциональной грамотности, профессионализации образовательного процесса через организацию мастерских, лабораторий и других площадок для апробации обучающимися применения на практике полученных знаний;
— обновление содержания профессионального образования и обучения, обеспечивающее гибкое реагирование на социально-экономические изменения, гармонизация результатов обучения с требованиями в сфере труда;
— обновление технологической подготовки детей и молодежи, включая модернизацию содержания образовательных программ по естественным наукам, математике, информатике и технологиям, создание доступных современных технологических мастерских;
— реализация новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий и подходов, обеспечивающих развитие критического мышления, креативности, коммуникативных и эмоциональных компетенций, повышение функциональной грамотности, готовности выхода на рынок труда;
— разработка программ академической мобильности учащихся для удовлетворения потребности школьников;
— экосистемный, вариативный, персонифицированный подход в сфере дополнительного образования детей и взрослых, направленный на целенаправленный процесс развития и управления талантами каждого жителя республики;
— совершенствование организационных, методических и психолого-педагогических условий для обучающихся с особыми образовательными потребностями;
— популяризация этнокультурных, нравственных и семейных ценностей, поддержка культурно-исторического наследия, языкового равенства народов Якутии;
— внедрение программ улучшения результатов образовательных организаций, работающих в сложном социальном контексте, включая укрепление материальной базы, разработку типовых учебных планов, программы адресной поддержки;
— внедрение информационных, консультационных и рекомендательных сервисов для разных групп населения, способствующих пониманию собственных интересов и возможностей для профессионального самоопределения, формированию образовательных целей и персональных образовательных маршрутов для их реализации (с учетом особенностей республиканского рынка труда);
— формирование современных методически и технологически оснащенных Центров образования взрослых на базе профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, а также некоммерческих и образовательных организаций.
Для реализации задачи «Кадровое обеспечение перехода к образованию будущего» необходимо:
— формирование современных управленческих команд нового типа, современного набора педагогических компетенций, необходимых в условиях обновления инфраструктуры системы образования, содержания и технологий;
— внедрение системы мер по выявлению, отбору и сопровождению педагогически одаренной молодежи, профессиональная ориентация обучающихся общеобразовательных организаций на получение педагогического образования;
— разработка подпрограммы «Педагог для села» в Государственной программе развития образования для поддержки учителей, работающих в малых сельских населенных пунктах;
— постоянное обновление программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, развитие новых направлений деятельности (консалтинг) в соответствии с инновационными направлениями и тенденциями развития системы образования;
— тиражирование успешных волонтерских, тьюторских, наставнических практик;
— создание гибкой системы стимулирования профессионального роста педагогов в зависимости от педагогического стажа и результатов педагогической деятельности;
— совершенствование деятельности по развитию управленческих команд, менторства и формирования резерва управленческих кадров;
— создание системы вхождения в профессию педагога путем взаимодействия муниципальных органов власти, руководителей общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования детей с профессиональными образовательными организациями, ведущими подготовку педагогических кадров.
Для реализации задачи «Устойчивое партнерство субъектов образовательной экосистемы» необходимо:
— распространение сетевых практик в сфере общего и профессионального образования, создание условий для профессиональных проб и практик, переход на гибкие образовательные программы;
— расширение кооперации работодателей и системы профессионального образования в подготовке специалистов и рабочих через развитие форм дуального обучения, институтов наставничества, ученичества и целевого обучения (целевого набора), оценки профессиональных квалификаций;
— внедрение целевой модели вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в управлении образовательными организациями, в том числе через представительство в коллегиальных органах управления образовательной организацией и участие в обновлении образовательных программ;
— реализация муниципальных программ развития системы образования исходя из социокультурной ситуации, требований социально-экономического развития муниципального района (городского округа);
— использование для организации профориентационной работы и профессионального обучения ресурсов предприятий и компаний, в том числе привлечение к работе с детьми и молодежью наставников из университетов, предприятий, научных центров, креативной индустрии, адаптация для работы с детьми инструментов поддержки инновационной и предпринимательской активности (акселераторы, бизнес-инкубаторы и др.);
— создание широкой сети разнообразных площадок для демонстрации талантов, предъявления и оценки достижений, представления и продвижения инициатив детей и молодежи с возможным включением этих достижений и инициатив в позитивные социальные практики в интересах местных сообществ, а также с привлечением различных ведомств и стейкхолдеров (в том числе с использованием инструментов краудсорсинга, краудфандинга);
— формирование территориальной распределенной общедоступной инфраструктуры различных сервисов, способствующих профессиональному самоопределению, с участием некоммерческих организаций, субъектов малого и среднего бизнеса.
Для реализации задачи «Обеспечение современной и безопасной образовательной среды, в том числе цифровой» необходимо:
— создание современной образовательной среды средствами дизайна, оснащения оборудованием, мебелью в новых и действующих образовательных организациях;
— подключение к единой российской образовательной платформе «Моя школа», массовое и эффективное использование российских цифровых образовательных ресурсов и сервисов;
— создание регионального Ситуационного центра образования для управления данными, мониторинга, анализа деятельности системы;
— создание, обновление и продвижение открытых онлайн-курсов лучших педагогов дополнительного образования, учителей, преподавателей среднего профессионального образования и высшего образования;
— обеспечение образовательных организаций скоростью Интернета, позволяющей в полном объеме использовать его возможности для образования, просвещения и воспитания детей и молодежи;
— развитие информационной среды, включая цифровую аналитическую поддержку персональных образовательных маршрутов для детей и молодежи с учетом выявленных талантов и способностей и с рекомендациями для детей, семей, педагогов;
— формирование ежегодного республиканского рейтинга образовательных организаций дополнительного, общего и среднего профессионального образования.
Основные механизмы реализации Концепции:
Эффективность реализации данной концепции может быть достигнута при выполнении следующих условий:
нормативно-правовое – разработка нормативных актов, регулирующих индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, механизмы сетевого образования, участия хозяйствующих субъектов в образовательном процессе;
организационно-управленческое – организация всеохватного мониторинга, анализа существующей системы образования, начиная от образовательных программ, заканчивая инфраструктурой;
научно-методическое – разработка моделей развития системы образования, подготовка методических рекомендаций;
кадровое обеспечение — адресное научно-методическое сопровождение педагогических и управленческих команд, реорганизация муниципальных методических служб, новые формы наставничества;
финансово-экономическое – финансирование мероприятий по реализации Концепции из федерального, регионального и муниципального бюджетов.
Концепция развития образования Республики Саха (Якутия) — 2030 «Открытое образование – пространство возможностей» станет основой для разработки следующих документов:
— внесение изменений в государственную программу развития образования Республики Саха (Якутия);
— региональных (ведомственных и межведомственных) проектов по приоритетным направлениям развития образования;
— муниципальных программ и проектов развития образования на указанный период.
Ответственным за координацию деятельности по реализации Концепции является Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия). Реализация Концепции осуществляется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия), государственными и муниципальными образовательными организациями, иными юридическими лицами, с участием социальных партнеров.
IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация Концепции по развитию системы образования Республики Саха (Якутия) до 2030 года обеспечит:
— рост удовлетворенности системой образования со стороны родителей, работодателей, общественности;
— рост доступности и вариативности всех видов системы образования;
— рост доли учащихся, показывающих наиболее высокие результаты в государственной (итоговой) аттестации;
— цифровое равенство на территории республики;
— улучшение показателей детей и молодежи в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях;
— наличие кадров с новыми специальностями в соответствии с потребностями рынка труда;
— рост доли трудоустроенных по специальности выпускников профессиональных организаций.